gulags_lv

Marksisma_ideoloģijas_iedvesmotie_noziegumi_pret_cilvēci._Jaunpienesumi_vietnei_http://lpra.vip.lv

Ar kājām pa Gulagu

Ungāru režisors Zoltans Salkai ir devies daudzos ceļojumos pa bijušajām Gulaga vietām, kur bija ieslodzīti ungāri. Viņa filmas iepazīstina ar Krievijas nomaļu pagātni un iedzīvotājiem.

Seriāls “Ar kājām pa Gulagu” (Gyaloglások Gulágföldön) sastāv no sešām daļām – Ziemeļu Urāli, Kolima, polārie Urāli, Angara, Kazahstana un Karēlija.

Zoltana Salkai vietne

Raksts krievu valodā. (Gugles tulkotājs atrodams šeit)

Оператор и режиссер Золтан Салкаи со своей камерой объездил и обошел Магаданскую область, где был Дальстрой, Полярный Урал — Лабытнанги и Воркуту, Пермскую область — Соликамский район, Карелию, где строился Беломорканал, Казахстан — Джезказган и Караганду, ездил на Братскую ГЭС, фундамент которой тоже строили политические заключенные. В списке интересов Золтана и тем для его картин также жизнь коренного населения, природа: он снимал фильмы и про хантов–оленеводов, и о вулканах Камчатки и Курильских островов. Всего за 20 последних лет им снято больше 50 документальных картин. Золтан — свободный художник, и темы всегда выбирает сам. Финансирование его съемок чаще всего грантовое: в Венгрии есть государственный фонд, который объявляет конкурсы на неигровое кино. Документалистика Золтана, конечно, рассказывает не только о России, но наша страна интересует его с детства.

Золтан Салкаи:
– Я снимаю фильмы про ГУЛАГ уже много лет. Меня часто спрашивают: «Кто в твоей семье был репрессирован? Почему тебе интересна эта тема?» Но моей семье повезло пережить XX век безболезненно, у моего интереса другие корни. Я снимаю свое кино не только потому, что венгры тоже сидели в тюрьмах ГУЛАГа, важнее другое: ваша и наша истории похожи. У нас в Венгрии тоже были сталинизм и венгерский ГУЛАГ. В молодости, будучи комсомольцем, я верил в коммунизм, верил в эту систему. Когда вырос, понял, что меня обманывали. И теперь я вижу и показываю другим, как все было на самом деле.

Эта тема, я уверен, до сих пор «болит» и у вас, и у нас, хотя по ней работают немного режиссеров и операторов. Когда–то я читал рассказы Варлама Шаламова и осознавал, что не могу представить себе «картинку», где происходил этот ужас: на Луне, на Марсе, в Сибири — все одинаково далеко. Причем к тому времени я уже ездил в Сибирь, но тогда она была совсем другая. А ведь если не представляешь себе «картинку», то и не прочувствуешь происходящего. Как же это могут понять люди, которые вообще в глаза не видели вашей страны?

В Норильск я приехал впервые, сюда меня пригласила директор Музея истории освоения и развития НПР Светлана Слесарева. Тут я сразу понял: между этим городом и всеми остальными — огромная разница. Норильск — это город «внутри». Здесь обширная тундра, горы, мощное производство, а внутри — город. И все находится в зданиях, в помещениях, как бы изолированно от окружающей среды.

Я ходил по городу, был в Талнахе, Алыкеле, видел «Надежду». Благодаря сотруднику музея Станиславу Степанову пешком сходил на рудник алевролитов, на Шмидтиху, видел поселок Западный. Для меня огромная удача, что в вашем музее есть такой человек, как Станислав. Без него я ничего не успел бы посмотреть — слишком велика территория. Сейчас я готовлю материал для нового фильма. И мне уже понятно, что двух недель в Норильске — слишком мало. Я обязательно вернусь сюда еще раз.

Светлана ГУНИНА, Заполярная правда 14.11.2012

November 5, 2013 - Posted by | 58.pants, Filmas, gulags, REPRESĒTIE, Vēsture

No comments yet.

Leave a Reply

